Первый в Елисаветграде храм был сооружен в 1755 году на територии крепости и освящен во имя Живоначальной Троицы и явился так же и первым культовым сооружением нашего города. Про его внешний вид мы имеем сведения противоречивые. Согласно одним источникам - это был дом с небольшим куполом, другие авторы говорят о небольшом, походного вида, храме, который венчали два купола. До 1801 года храм считался соборным и первым его настоятелем был священник расквартированного тут Новоказачьего полка Иоанн Орловский. В 1813 году храм закрыли, а через три года в разобранном виде перенесли в город Ровно, где освятили во имя св. Николая Чудотворца.
На месте Троицкого храма в крепости планировалось построить новый храм, трехпрестольный, один из приделов которого планировалось посвятить святой покровительнице крепости Елисавете. Однако планам этим не суждено было воплотиться (хотя деньги по приказу императрицы Екатерины II были выделены) и в крепости устроили лишь каменный часовню для выноса в него умерших из крепостной больницы. Сегодня мы можем лишь примерно указать местонахождение храма.
В 1755 году жители основанного у стен Елизаветинской крепости форштадта "Подол" также решили построить у себя храм. Однако они столкнулись с такой серьезной проблемой, как отсутствие мастеров. Тогда на собранные деньги храм был куплен в слободе Федоровке Крыловской протопопии. Сюда стекались православные священники, не принявшие Унии и изгнанные польскими помещиками из церквей на землях маетков. А поскольку леса на Киевщине было достаточно и был он недорогим, священники зарабатывали себе на жизнь тем, что строили и продавали на вывоз церковные строения. Именно такой храм в разобранном виде был привезен в форштадт, где сложен заново и освящен в память Успения Пресвятой Богородицы. Находился храм на месте современного здания горисполкома (но ул. К Маркса). Однопрестольный деревянный Успенский храм в 1778 году был заменен построенным на его месте также деревянным, но уже трехпрестольным (престолы по имя Успения Пресвятой Богородицы, Св. Николая и Св. великомученицы Варвары). Занимался строительством священник Дмитрий Смолодович.
В 1788 году во время пожара храм сгорел, но уже через несколько месяцев, благодаря пожертвованию полковника Екатеринославского казачьего войска Ивана Красноглазова на этом месте был заложен каменный пятипрестольный храм (добавлены престолы в намять Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского и Св. праведной Анны). Иконы для новых двух иконостасов писались в С. -Петербургской Академии изобразительных искусств. Строительство храма завершилось к 1800 году. Именно сюда в 1801 году был переведен Собор, здесь же находилось и Духовное правление. Наконец, в 1856 году но инициативе и при поддержке елисаветградского купца Никиты Макреева был устроен шестой престол. Старшее поколение кировоградцев не может не помнить прекрасное здание Успенского Собора, которое до середины нашего столетия украшало город. По свидетельству современников, своими размерами Елисаветградский Собор не уступал ни одному православному храму Херсонской епархии (исключая Одесский кафедральный Собор, ныне также разрушенный).
Собор Успения Пресвятой Богородицы был сильно поврежден во время Великой Отечественной войны а поскольку в тот период храмы чаще разрушали, чем восстанавливали, такая судьба постигла и Успенский храм. На месте его к 1959 году было построено здание городского комитета КПСС (с 1991 г. - горисполком).
Современный район Кировограда, который мы знаем под названием Балка, когда-то назывался Млынки, а еще раньше - Крыничатые хутора. Район этот знали в свое время как кладбищенский. Здесь были кладбища иудейское, католическое, лютеранское, магометанское, караимское (все они находились за железной дорогой, район складов). Отдельно от них, в районе современной улицы Полтавской, был выделен участок земли для кладбища православного со своим деревянным храмом во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Построен он был нс позднее 1773 года (именно в этом году мы встречаем первые из сохранившихся упоминаний о храме). В 1805 году на месте первого, к тому времени уже непригодного для богослужений, храме но инициативе соборного причта и купца Никиты Пронина, был построен новый Петропавловский храм, первым настоятелем которого стал священник Анатолий Заплатин.
До 1850 года Петропавловский храм был ''приписан" к Собору, с этого же года отделен и получил самостоятельность. А еще через 12 лет старанием купца 3-й гильдии Герасима Романченко недалеко от старого деревянного храма, небезопасного для совершения служб, был заложен новый каменный трехпрестольный храм. Строительство его завершилось в 1870 году, уже после смерти Романченко. Освящен храм во имя апостолов Петра и Павла.
Согласно документам, находился храм при въезде в город но Александрийскому тракту из Киевской и Полтавской губернии.
Что касается деревянного здания Петропавловского храма, то оно было разобрано и в 1870 году перенесено на Кущевку, православные жители которой (к ним так же присоединились те, кто жил на Завадовке) по просьбе настоятеля Елисаветградского Собора протоиерея Феодосия Бершацкого получили разрешение на строительство храма в своем районе. Поскольку материалы, оставшегося от старого кладбищенского Петропавловского храма не хватало, горожане Фалалеев, Журавский и Семенченко докупили леса и построили новый храм, освященный в 1877 году в честь Вознесения Господня (именно в этот праздник была произведена закладка храма). Отметим, что, кроме главного, был устроен еще один престол, - боковой, во имя Всех Святых. Службы в этом пределе совершали единоверческие священники, т. к. на Кущевке проживало много семей единоверцев, а так же единоверцы из числа тех, кто жил в городской богодельне, что находилась неподалеку.
Храм был расположен между улицами Вознесенской (1932 г. Свердлова) и Херсонской. Недалеко от него находился Каменный овраг (вот уже 40 лет - место городской свалки), который пересекал обе улицы с одной стороны и отделял храм от Богодельни. С другой стороны, церковную территорию ограничивал ныне существующий Средний переулок.
Завершая рассказ о Вознесенском храме, отметим, что все время своего существования храм считался приписным к Собору. Разрушен был в 30-е годы 20-го столетия.
Однако вернемся к плану Елисаветграда. В той его части, где расположен район Быково, напротив православного кладбища между улицами Церковной (сегодня Каховская) и Знаменской (ул. Тобилевича), мы увидим еще один храм - Знамения Пресвятой Богородицы. К сожалению, мы не можем указать точной даты строительства церковного здания, т. к. документы храма сгорели во время пожара 1798 года. Наиболее ранние из известных церковных документов - метрические книги - датируются 1772 годом. Храм просуществовал до 1864 года, когда было принято решение заменить его на каменный. Деньги на строительство завещал купец Сахаров, а также пожертвовал купец Дамиан Кунченко. Трехпрестольный каменный Знаменский храм был освящен в 1888 году. Престолы его были посвящены Знамению Пресвятой Богородицы (центральный), святым мученицам Акелине (новый) и Ефимии.
Храм был разрушен н 50-е годы нашего столетия в период застройки района Быково.
Крепость Святой Елизаветы была расположена па пересечении торговых путей, поэтому неудивительно, что уже с момента его закладки туг возникают ярмарки. Впоследствии гут регулярно проходили 4 ярмарки на протяжении года. Съезжались на эти ярмарки торговые люди не только Российской империи, но и других стран. Греческие купцы даже организовали на берегу Ингула чуть ниже крепости небольшое поселение и заложили неподалеку от ярмарочной площади (на месте которой сейчас находится спортивная школа № 1) свой деревянный храм, освященный 25 сентября 1766 года в память царя Константина. Когда храм был закрыт неизвестно, по уже в 1812 году на его месте стоял новый каменный православный храм с тремя престолами: главный - Владимирской иконы Божией Матери, а так же - Св. Иоанна Предтечи и Св. великомученицы Екатерины. Первым священником храме был Платон Кулчевский.
Именно сюда, а точнее в два дома, поставленных вместе с колокольней на территории храма чуть позднее, был перенесен из крепости архив Свято-Троицкого храма (сейчас в этих зданиях размещается Епархиальное управление).
Однако, вернемся непосредственно к истории "греческого", как его часто называют и до сих пор, храму. В 1944 году, после разрушения Успенского храма, Собор был переведен в храм Владимирской иконы Божией матери, а главный престол нового Собора переименован и посвящен празднику Рождества Пресвятой Богородицы.
Считаем важным отметить, что Кировоградский кафедральный Собор является единственным не только православным но и вообще единственным храмом нашего города, который за всю спою историю ни разу не прекращал своей деятельности.
Сегодня (март 1997 г.) его настоятелем является протоиерей Андрей Сташишин, причт храма - 8 священнослужителей.
В 1795 году в Елисаветграде на месте старой деревянной часовни (напомним, что часовня - это храм без алтаря), в конце современной улицы Пашутина, началось строительство нового храма, который был освящен 13 июля 1826 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Однако сразу после освящения, храм был закрыт, поскольку местные часовенные, для которых он возводился отказались совершать и нем единоверческие богослужения. Только в 1847 г. часовенные согласились принять священника, но при условии свободного выбора его со стороны верующих. Священника пригласили издалека - из города Обоянь (современная Курская губерния России). Таким образом единоверческие Богослужения в храме были открыты лишь 1 ноября 1847 года. В советский период храм был закрыт, а в восстановленном после войны здании на протяжении долгого периода времени размещался клуб работников торговли.